Феноменальная Память —
навык, доступный каждому!

Мнемотехника спасает жизнь!Друзья!

Несколько месяцев назад у меня на курсе развития памяти занимался один почтенный преподаватель — замечательный человек, интересная личность, весельчак и балагур.

Мне стоило тогда больших усилий отучить его от годами сформированной привычки соединять образы не прямо, непосредственно между собой, как в мнемотехнике, а путем образования логических связей между ними.

О том, что большинство школ «эйдетики» грешат стремлением соединять образы методом рассказа, я уже говорил в «Помнить всё» — смех, да и только! И буду еще неоднократно говорить об этой совершенно порочной практике.

В конце курса мнемотехники преподаватель подошел ко мне, и рассказал, что привело его в Центр Развития Памяти. С ним приключилась беда — попал в аварию, в результате которой повредил позвоночник.

Автокатастрофа

После этого у него резко ухудшилась память. Катастрофичность произошедшего помимо всего прочего состояла в том, что память у него, как преподавателя — рабочий инструмент. И читать лекции по памяти, как делал он это в течение многих лет, получаться перестало…

Это печальная иллюстрация того, что запоминание традиционными методами, в отличие от прямого соединения образов в воображении с помощью мнемотехники, плохо срабатывает и не гарантирует надежное, долговременное хранение информации в памяти.

Недавно одна из читательниц в комментариях к Скороговорка «Лигурия» — так ли сложно ее запомнить? рассказала о том, что после нескольких пережитых анестезий у нее резко ухудшилась память.

Но, что интересно, «Лигурию» она запомнила легко, буквально после трехразового прочтения. Скорее всего, эту скороговорку девушка запоминала, подключая, пусть и не осознавая это, образное мышление.

Ведь любой, даже не жалующийся на функциональные расстройства памяти, подтвердит, что количество повторного восприятия текста совершенно не влияет на запоминание этого текста. Можно большую часть своей жизни перечитывать перед сном томик любимой поэзии, или, скажем, святое письмо, при этом, никак не запоминая их.

В связи с этим хочу рассказать о случае, произошедшем с одной из моих учениц. Речь будет идти о родах. Событии, с одной стороны, в целом радостном, но, с другой — сопровождающимся рядом крайне мучительных обстоятельств.

Итак, с началом родовой деятельности она поступила в роддом. Врачи сказали, что учитывая ее физиологические особенности, придется делать эпидуральную анестезию, иначе она не выдержит. Потерять сознание от болевого шока в других случаях, может быть, и было бы выходом, но только не при родах. По этой же причине, кстати, нельзя сделать и общий наркоз, как при операции.Эпидуральная анестезия

На беду этой молодой женщины, схватки никак не облегчались. Обидно то, что препарат, не действуя по своему прямому назначению, общее негативное воздействие на организм, в частности, на умственную деятельность, оказывал:

  1. Когда анестезиолог спросил у нашей героини фамилию, она долго напрягалась и не могла вспомнить ни свою теперешнюю фамилию, ни даже ту, что была в девичестве.
  2. Потом он распорядился записать его мобильный, чтобы в случае необходимости позвонить (процесс этот длительный, и постоянное присутствие врачей требуется только на завершающей стадии). Женщина взяла в руки свой телефон, которым каждый день и помногу раз пользовалась, и совершенно не понимала, что с ним делать…

После нескольких безуспешных попыток она попросила произнести номер вслух. Врач, наверное, подумал, что сознание у бедной девушки окончательно помутилось, но, все же сказал.

Запоминание чисел мнемотехникой было отработано у нее до автоматизма. Мобильный — это четыре образа-вспышки, которые запоминаются мгновенно в процессе произнесения цифр собеседником. Пока другой только лезет в карман за телефоном, чтобы записать, вы уже давно это сделали путем прямой записи в память.

Через полчаса в палату зашла акушер-гинеколог, и убедилась, что анестезия не действует. А родовую боль превышают только каузалгия (боль при травме нервных стволов) и боль после ампутации. Поговаривают даже, что у некоторых от испытываемых ощущений происходят серьезные психические расстройства, что не удивительно.

Оценив ситуацию, акушер понимает — надо срочно звонить анестезиологу для введения еще одной дозы препарата. Забегая наперед скажу, что в итоге это пришлось делать 4 раза, так как, по всей видимости, вставляя катетер — промахнулись.

Врач в ужасеИ представьте, какой ужас застыл на лице акушера, когда она поняла, что номера анестезиолога у нее с собой нет. Надо было бежать к себе в кабинет на другой этаж, рыться в сумке в поисках записной книжки, искать в ней телефон, и все это тогда, когда роженица теряет сознание.

Но еще больший шок она испытала, когда моя ученица слабым умирающим голосом без запинки произнесла номер…

Почему образное мышление оказывается гораздо надежнее, а последовательно-логическое часто дает сбои, причем, не только в экстремальных ситуациях, но и в обычной жизни — учебе, работе, бизнесе, личном развитии и других сферах?

Сложно сказать… Ответ, видимо, кроется в учении Павлова о сигнальных системах. Ведь вторая сигнальная система, в частности, речь, язык, анализ и синтез, логическое мышление, появляется значительно позже первой, только в процессе многих миллионов лет эволюции.

Нас прежде всего интересуют практические выводы. А именно то, что самое эффективное и надежное запоминание может быть обеспечено только мнемотехникой, специально использующей образное мышление.

Перед тем, как взять человека на курс развития памяти, я всегда предупреждаю, что мы работаем с той естественной памятью, которая у него уже есть. И в случае каких-либо функциональных расстройств памяти гарантировать достижение заявленных результатов мы, к сожалению, не можем.

Тем не менее, как видите, даже в самых тяжелых ситуациях можно и нужно пробовать. Но только в случае, если это — современная мнемотехника!

Богдан Руденко Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в twitter.com
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
опубликовал:

2 комментария

  1. Олег

    Очень познавательно. Спасибо, Богдан!
    Я вот тут подумал на досуге, а ведь и действительно образная память гораздо более содержательна и надежна. Я хорошо помню бабушкин домик, все эти кусты смородины в саду, и березки, и черемуху на огороде, хотя не видел все это лет 10… но… почти напрочь забыл многое из того, чему меня учили в школе Или например, о дороге от телевизора до холодильника по памяти можно книгу средних размеров написать, и о ковре, и о двери, и какого там что-то цвета и фактуры, и что вон то темное пятнышко на стене — это календарь там висел, а царапина на плинтусе — это стиральную машину в ремонт возили… Вы попробуйте что-нибудь из школьной (или вузовской) программы с такой подробностью вспомнить, особенно если учились лет 10 назад…

    • Богдан Руденко

      Да, Олег, совершенно верно! Именно эти естественные механизмы памяти мы и используем. Только системно, технологично, инструментально. Чтобы со всеми подробностями помнить, например, школьную (или вузовскую) программу столько, сколько потребуется.


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


*

*

Subscribe without commenting


Подписаться на комментарии к этой статье по RSS.