Феноменальная Память —
навык, доступный каждому!

Центр Развития Памяти — как запомнить информацию о встречеДрузья!

Многие из вас знают, что вопросы по техникам мнемотехнического запоминания можно задавать на наших страницах в социальных сетях (Вконтакте и Facebook), и с удовольствием этим пользуются.

При этом иногда возникают вопросы, требующие развернутого ответа с иллюстрациями, и удобнее всего их разбирать здесь, в блоге.

Но тут существует серьезная трудность — содержательный ответ предполагают минимальную мнемотехническую подготовку читателя.

Одно дело — разбирать мнемотехнику с участниками нашей мастер-группы, в сообществе тех, кто уже прошел обучение, и совсем другое — вываливать на голову случайного посетителя, зашедшего на блог по запросу «таблетки для памяти», достаточно специфическую информацию, для понимания которой требуется усвоение хотя бы базовых принципов мнемотехники.

Я, кстати, потому и провожу свои бесплатные мастер-классы, чтобы люди могли мягко «войти в тему», почувствовали контекст, составили предварительное впечатление о мнемотехнике и сами убедились в действенности предлагаемой методики.

В общем, признаюсь, всегда избегал рассмотрения мнемотехнических тем в открытом доступе, оставляя их для специальной рассылки и закрытых онлайн-встреч.

Но сейчас решил провести эксперимент, и отвечу на один из заданных мне вопросов, погрузив в «мнемотехническую стихию» любого, кто прочтет эту статью, вне зависимости от его мнемотехнической подготовки.

При этом сразу оговорюсь:

  1. Изложенное ниже описание мнемотехнических техник, как ни крути, все равно предполагает, что читатель знает, зачем нужны мнемотехнические образы, каким критериям они должны отвечать, как их правильно соединять и т. д.
  2. Любое описание мнемотехнического метода — всегда сложное, неуклюжее, долгое. В воображении, а именно с ним мы преимущественно и работаем, все происходит буквально за считанные секунды — пока другой только тянется за бумажкой с ручкой или достает мобильный телефон, вы уже запомнили. Правда, для того, чтобы пользоваться этим легко и непринужденно, необходим сформированный навык мнемотехнического запоминания.

Итак, вопрос:

Центр Развития Памяти — вопрос о запоминании встреч

Отвечу так.

Вера, к сожалению, почти всегда просто прочтение о том или ином мнемотехническом приеме (а этой информации в открытых источниках полно) ничего не дает. И если понять мнемотехнический прием еще удается, то применить его на практике — вряд ли.

Повторюсь: смысл имеет только навык мнемотехнического запоминания, именно как деятельность, «сформированная путем повторения и доведения до автоматизма, характеризующаяся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля».

Поэтому то, что сложно понять — нормально. На моих мастер-классах практически все поднимают руки, когда я спрашиваю, слышал или читал кто-нибудь ранее о мнемотехнике? Да, все слышали, да, все читали. Ну и что с того толку?!

Прием «Матрешка» в современную мнемотехнику ввел выдающийся, на мой взгляд, методолог — В. А. Козаренко. И, раз мы уже начали, то и дальше будем использовать его терминологию.

В случае, описанном Вами, «Матрешку» следует применить на заключительном этапе — при запоминании, например, не одной такой вот встречи, а целой их последовательности.

Но сначала необходимо элементы указанного Вами информационного сообщения соединить в «Искусственную ассоциацию».

Для этого закодируем их в зрительные образы.

Пусть «урок вокала» будет «Микрофоном»:

Центр Развития Памяти — "Урок вокала"

«Стрижецкий» — естественно «Стрижом»:

Центр Развития Памяти — "Стрижецкий"

Для кодирования числовой информации не рекомендую слушать глупости, распространяемые различными курсами «эйдетики», и образы для чисел подбирать не по их внешнему сходству (см. «Помнить всё — смех, да и только!»), а использовать «БЦК» — «буквенно-цифровой код» (или «цифробуквенный», его по-разному называют).

Суть этих кодов или алфавитов заключается в том, что каждой цифре от 0 до 9 соответствуют определенные согласные буквы.

Человечество их напридумывало немало, но мне больше всего нравится этот:

0 — НМ, 1 — ГЖ, 2 — ДТ, 3 — КХ, 4 — ЧЩ, 5 — ПБ, 6 — ШЛ, 7 — СЗ, 8 — ВФ, 9 — РЦ.

Как это работает?

17 часов в Вашем примере. Это следующие комбинации букв по коду: ГЖ и СЗ. По этим согласным буквам подбираем слово, вызывающее в воображении образ, удобный для запоминания. Пусть это будет «ГаЗ»:

Центр Развития Памяти — "17"

«Улица Гусовского» — конечно же, «Гусь»:

Центр Развития Памяти — "ул. Гусовского"

«73» — это СЗ и КХ по БЦК. Пусть будет «СоК»:

Центр Развития Памяти — "73"

При этом, один раз подобрав образ для числа, нет нужды в следующий раз опять что-то подыскивать — можно и нужно всегда использовать один и тот же мнемотехнический образ для этого числа.

«6750» разбиваем на 2 двузначных числа: «67» (ШЛ и СЗ) и «50» (ПБ и НМ) — «ЛоСь» и «БаНя» соответственно:

Центр Развития Памяти — "67"

Центр Развития Памяти — "50"

После того, как мы закодировали всю значимую информацию в зрительные образы, можно приступить к образованию ассоциации — комбинации этих образов.

Для этого нам надо выделить основу ассоциации. В нашем случае самым главным, смыслообразующим элементом информационного сообщения является «урок вокала», т. е. образ «Микрофона», если говорить на «языке мозга» — образами.

В этой основе ассоциации сверху вниз и слева направо выделяем части, соответствующие количеству закодированных ранее элементов. В нашем случае их 6:

Центр Развития Памяти — "Части основы"

Далее у себя в воображении Вы увеличиваете каждую из этих частей так, чтобы она заняла почти весь Ваш «внутренний экран». И на этой увеличенной части размещаете тот образ, в который мы до этого закодировали элемент информации.

В каждый конкретный момент времени Вы должны видеть только 2 образа — часть основы и образ-элемент информации на ней.

При этом на каждом соединении Вы задерживаетесь, фиксируя сформированную таким образом связь, приблизительно 6 секунд (не более).

Итак, начинаем слева направо и сверху вниз.

На первом подобразе «Микрофона» размещаем «Стрижа»:

Центр Развития Памяти — "Стрижецкий_2"

На второй части — «Газ»:

Центр Развития Памяти — "17_2"

На третьей — «Гуся»:

Центр Развития Памяти — "ул. Гусовского_2"

На четвертой — «Сок»:

Центр Развития Памяти — "73_2"

На пятой — «Лося»:

Центр Развития Памяти — "67_2"

И, наконец, на шестой — «Баню» в виде шайки с веником:

Центр Развития Памяти — "50_2"

Сформировав таким образом 6 связей, Вы можете посмотреть на всю ассоциацию целиком:

Центр Развития Памяти — "Ассоциация"

При воспроизведении информации Вы видите «картинку» у себя в воображении, и просто «считываете» с нее сведения — увеличили первую часть «Микрофона», а на ней кто сидит? Правильно, «Стриж»! Что он у нас обозначает? Произносите (если надо произнести): «У Стрижецкого». Увеличили вторую — а там что? Газ! Т. е., 17. И так далее, пока не считаете всю нужную Вам информацию.

А вот соединять такие ассоциации между собой, как вариант, можно «Матрешкой», запоминая неограниченное количество встреч, дел и прочих событий Вашей жизни. Но, это уже тема наших следующих статей…

Все описанное выше — это так, коротко, «не вдаваясь в подробности».

Понятно, что какого бы качества фотографии я не нашел для иллюстрации — все это лишь жалкое двухмерное подобие той трехмерной картины, которая должна разворачиваться у Вас в голове. В воображении реалистичность происходящего — почти как наяву. Именно к такому виду надо приводить образы и их комбинации.

Опять же, пока опишешь все это — «вспотеешь». И все равно не хватит всех слов, чтобы передать действие механизма воображения, в котором манипулирование образами происходит с потрясающей скоростью.

Друзья, дайте обратную связь в отношении того, надо ли продолжать подобные эксперименты?

В первую очередь интересует мнение «новичков» — не слишком ли «ошарашивают» подобные описания?

Но и мнение «старичков» тоже интересно — стоит ли повторять то, что вы и так уже отлично знаете после прохождения тренинга?

Богдан Руденко Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в twitter.com
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
опубликовал:

6 комментариев

  1. Стас

    Ну на рахунок того, чи варто повторяти, думаю варто! Як каже народна мудрість, «Повторение — мать учения». При повторному відпрацюванні навиків, чи при огляді нових прикладів можуть випливсти упущені або недопрацьовані нюанси та моменти той чи іншої техніки.

  2. Марина (подписаны на комментарии).

    Очень полезно. Я думаю, повторять можно и нужно. Понятно насчет того, что запоминать нужно два образа (две картинки). Непонятно, почему все 6 ассоциаций «лепятся» на микрофон, а не друг на друга. Микрофон вообще кажется одним цельным образом, его тяжело разделить на больше чем 2 части. А еще налепить 6 предметов… Но очень интересно, надо пробовать и практиковать!

    • Богдан Руденко

      Марина, образы, которые мы «лепили» на микрофон, являются повторяющейся информацией: на ул. Гусовского могут находиться и другие объекты, которые может быть Вам тоже придется запомнить. Числа, разумеется, в любом случае постоянно повторяются.

      И если Вы будете соединять вот такие повторяющиеся образы между собой, «друг на друга», как, например, предлагают делать на курсах эйдетики, то каждая последующая связь будет затирать предыдущую.

      Например, в числовом ряду (это может быть что угодно — номера телефонов и пр.) «1213» цифра «3» на второй «1» сотрет «2» на первой «1».

      На подобные повторяющиеся образы нельзя «лепить» не только такие же повторяющиеся, но и другие, даже уникальные, не повторяющиеся образы.

      Если Вы, например, на образ «73» «повесите» образ «гуся» (ул. Гусовского), то потом не сможете использовать число «73» ни в каких других комбинациях — на нем у Вас всегда будет «гусь», и таким образом Вы испортите «73».

      Это информационное сообщение мы «собираем» на микрофоне потому, что речь в этом сообщении идет об уроке вокала (у кого, на какой улице, когда и пр. — это уже детали сообщения).

      Как же сложно разделить микрофон, если я за Вас уже все сделал и показал? Очень даже хорошо в микрофоне выделяются части. Даже на фотографии, ну, а в воображении — так тем более.

      Только не забывайте каждый раз увеличивать ту часть микрофона, на которую размещаете очередной образ.

      Тогда будет все легко и просто. Ну и, как я всегда говорю, нужен сформированный навык, чтобы Вы, например, читали текст, а все эти мыслительные операции, описание которых словами занимает несколько страниц, происходили бы в «фоновом режиме».

      • Марина (подписаны на комментарии).

        Отлично, спасибо, Богдан. А как запомнить сам БЦК код? 🙂 Какой цифре соответствует какое сочетание букв?

  3. Георгий

    Мой мир перевернулся…

  4. Михаил (подписаны на комментарии).

    Желательно ли те образы, которые я «вставляю» в микрофон, каким-то образом менять, делать ярче, красочнее, необычнее, придавать им движение?
    +: думаю, это скажется на глубине запоминания
    -: увеличиться время, требуемое для построения цельной картины

    Стоит ли оно того? Или это дело конкретного случая?


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


*

*

Subscribe without commenting


Подписаться на комментарии к этой статье по RSS.