Феноменальная Память —
навык, доступный каждому!

«Помнить всё» – смех, да и только!Друзья!

В № 49 (311) еженедельника «Фокус» от 06.12.2012 опубликована статья «Помнить всё: перегруженные информацией украинцы записываются в школы эйдетики, где им обещают увеличить объём памяти и скорость запоминания данных».

Радует, когда в СМИ появляются статьи на тему специализации Центра Развития Памяти.

Ведь большинство даже не подозревает о том, что запоминание — это навык. Такой же, как вождение автомобиля, или, например, слепой десятипальцевый метод печати. И феноменальная память, способность с абсолютной точностью запоминать любую информацию — не дар божий, не врожденная способность, а навык, обучиться которому может каждый.

Но содержательные моменты публикации сплошь состоят из мифов и заблуждений, господствующих в сфере «развития памяти».

И в этом нет вины автора. Собирая материал, он обращался, казалось бы, к авторитетным источникам.

Это и «Украинская школа эйдетики» — «одно из немногих учебных заведений, получивших от Матюгина право использовать его метод». Эйдетика была разработана и запатентована еще в далеком 1989 году. Видимо, поэтому она даже и близко не приближается по эффективности к современной мнемотехнике.

Это и «Центр интеллектуального развития», «который за восемь лет своего существования обучил 25 000 человек».

Кстати, их вступительное занятие я посетил среди прочих, о чем обещал рассказать в «Скорочтение и развитие памяти, или как обманывают на курсах».

Буквально каждый абзац статьи дает повод для написания отдельных публикаций в блоге.

Вот лишь некоторые пункты, заслуживающие внимания:

«Менеджер по закупкам Виктория Лещенко берёт в руки книгу по товарообороту и за минуту прочитывает тридцать страниц текста. А затем дословно по памяти проговаривает большие отрывки из него».

В промо-роликах на сайте вышеупомянутого центра можно увидеть только то, как перелистываются страницы. Разумеется, книги не по товарообороту, ведь на курсах скорочтения для повышения самооценки занимающимся обычно выдается художественная, и, может быть изредка, не сложная научно-популярная литература.Товаровед

Возможно, у этих роликов будет продолжение, но, пока дословное воспроизведение больших отрывков текста нам так и не довелось увидеть…

Поэтому случай менеджера по закупкам — уже достаточно серьезная заявка.

Расспросить о «мифическом» товароведе хотел лично у журналиста, но, к сожалению, способа связаться с ним не нашел.

В какой именно школе эйдетики готовят подобных кадров? Этого менеджера автор статьи видел лично, или о нем только рассказывали в какой-то из школ эйдетики? Книгу читающий видел в первый раз, или каждый раз демонстрируется чтение и «запоминание» одних и тех же страниц? Сможет ли он точно так же дословно воспроизвести эту информацию, например, через неделю, иначе какой смысл в таком чтении? Что именно представляли собой эти большие отрывки текста, которые якобы дословно по памяти проговаривались?

Вот обычный, не самый сложный и большой, без чисел и точной, знаковой информации отрывок из учебного пособия:

«Розничный товарооборот зависит от поступления товаров, состояния товарных запасов, прочего выбытия товаров. Влияние этих показателей на объем розничного товарооборота можно исследовать с помощью формулы товарного баланса Р = Зн + П — В — Зк, где Р — реализация товаров (розничный товарооборот); П — поступление товаров; В — прочее выбытие; Зн, Зк — товарные запасы на начало и конец периода. На выполнение плана и динамику розничного товарооборота положительное влияние оказывают сверхнормативные товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров, а отрицательно влияют увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода».

Одна страница книги состоит из нескольких таких отрывков. Напомню, заявляется, что дословное запоминание возможно якобы после 2-х секундного взгляда на страницу!

Рассказывать можно все, что угодно. Один, например, утверждал, что запомнил 30 млн знаков числа Пи…

«Кожаный мяч, перевернув закипающий чайник, ошпарил красивую грудь белокурой русалки. Приподняв над велосипедом свою пятую точку, вся в слезах она погналась за мячом. Удирая, он надгрыз червивое яблоко, которое внезапно продырявил острый гарпун». За этой, казалось бы, абсурдной историей на самом деле скрывается десятизначный телефонный номер.

Время истекло

Представляю, как слушатели Центра Развития Памяти, запоминающие на тренинге 200-значное число за 10 минут, будут смеяться над этими рекомендациями по запоминанию цифр.

«Я всегда не мог удержать в голове длинные числа, — сетует львовянин Сергей Коваленко. — В школе эйдетики меня научили не заучивать их, а представлять в виде образов, связанных между собой сказочными приключениями». Причём чем необычнее они будут, тем быстрее и легче запомнится нужная информация.

Типичные ошибки

Да тут целый «букет» типичных ошибок:

  • И кодирование в образы цифр, используя их сходство по внешнему виду.
  • И использование не фиксированных образных кодов для цифр. Например, «2» напоминает лебедя — пусть все птицы будут двойками. Увидели в цифре «3» женскую грудь — отныне все части тела будут тройками и т. д.
  • И соединение закодированных цифр непосредственно между собой.
  • И абсолютно неэффективный «принцип сюжета», или, как еще его называют, «метод рассказа».
  • И как можно большая необычность образов.

То есть, все то, что делает невозможным скоростное и качественное запоминание.

«Японец Хидаки Томори из Книги рекордов Гиннесса воспроизводит число Пи до сорокатысячного знака после запятой благодаря своей фотографической памяти».

Существование «фотографической памяти» — один из распространенных мифов.Хидаки Томори

Что же касается Хидаки Томори, то знаки числа Пи он запоминал как раз противоположным «фотографической памяти» методом — разбивал их по 10, а потом подбирал созвучные знакам слова, составляя из них предложения.

Метод, конечно, извращенный и совершенно не продуктивный. Именно поэтому японцу для запоминания 40 тыс. знаков понадобилось 10 лет! Долговато для «фотографической памяти», не правда ли?

«Каждый из нас использует свой мозг на 3−7%, — размышляет руководитель Центра интеллектуального развития. — Причём, те, кто раскрывается хотя бы на 5−7%, — величайшие учёные и деятели всех времён и народов».

МозгЭто, мягко говоря, неправда. Не исключено, что сей вывод был сделан в результате самостоятельных размышлений, о чем говорится в цитате. Тем не менее, утверждение о том, что человеческий мозг работает лишь на 10% (7%, 5%, 3% - нужное подчеркнуть), — старый и абсолютно неверный миф.

Да, в рекламных целях мы тоже его используем. Но ни в коем случае не утверждаем о неполном задействовании мозга. Говорим лишь, что вы наверняка слышали подобные фразы.

В общем, друзья, следите за обновлениями блога. Будем вместе с вами постепенно «демифологизировать» сферу памяти.

А кто из вас посещал эти или аналогичные школы эйдетики? В статье сообщается, что за последние 2 года методом Матюгина «овладело более 4000 человек, и это не считая 8000 украинцев, которые развили память с помощью самоучителей».

Поделитесь, пожалуйста, результатами такого обучения!

Богдан Руденко Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в twitter.com
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
опубликовал:

14 комментариев

  1. Дмитрий

    На курсы не ходил, но некоторые книги Матюгина пролистал — интересно было. Не понимаю, что вы имеете против запоминания методом рассказа. По-моему нечего такой себе метод. Вполне рабочий, понятный и надежный.

    • Богдан Руденко

      Дмитрий, чтобы не вдаваться в технические подробности, использую метафору.

      Передвигаться можно на телеге, запряженной лошадью (в принципе, «рабочий, понятный и надежный метод»), а можно - на современном автомобиле.

      Разница между методом рассказа и непосредственным соединением образов в воображении — приблизительно такая же: как в скорости (номер телефона — это 3−4 образа, вспыхнули — и сразу запомнил, а сколько времени потребуется на составление и запоминание рассказа?), так и в качестве запоминания (Вы уверены в том, что через несколько дней точно вспомните, кто там и что делал с «красивой грудью белокурой русалки», и русалка ли это была?).

  2. Елена

    Здравствуйте, Богдан!

    Практически во всех своих статьях вы критикуете конкурентов. Но за плечами многих есть годы опыта (взять ту же эйдетику Матюгина, как вы сами говорите созданную в 1989 г.). Легче всего критиковать… тоже можно сделать и со многими Вашими утверждениями и обещаниями.

    Но все же интересно, чью школу представляете Вы, где, у кого обучались, как долго преподаете? Или это «лично Ваши» «новые уникальные» разработки? А если не лично Ваши то, по-моему, было бы корректно или честно указывать своего учителя, а не приписывать все самому себе…

    • Богдан Руденко

      Здравствуйте, Елена!

      Благодарю за обратную связь. Мне бы хотелось, чтобы блог, который я здесь веду, был легким чтением и у читателей после просмотра моих постов улучшалось настроение.

      Замечание о том, что «практически во всех своих статьях я критикую конкурентов» — учту. Видимо, такие узкоспециализированные вопросы (+/- др. школ, где, у кого обучались и пр.) целесообразнее рассматривать в отдельной рассылке вместе с подписчиками, которым это действительно интересно.

      Если все же, Елена, продолжить тему, то «годы опыта за плечами» ровным счетом ничего не значат. Человека, который приходит заниматься, интересует прежде всего не то, сколько лет я или кто-либо другой преподает, а практические результаты, которые он гарантированно должен получить.

      Т. е., не просто «занимайтесь, и ваша память улучшится» (как именно улучшится? в чем это конкретно выразится?), а конкретные, измеримые результаты, хотя бы те, достижение которых мы гарантируем на страницах тренингов.

      Буду признателен за критику «многих моих утверждений и обещаний». Блог как раз и задумывался в качестве «дискуссионного клуба». Непонятно, правда, в чем может состоять критика моих обещаний? С моей стороны было бы глупо давать невыполнимые обещания.

      Кстати, Елена, хоть один из тех, кого Вы защищаете, гарантирует возврат средств понадеявшимся на «улучшение памяти»?

      В отношении «лично моего» и «нового уникального» — см. раздел «FAQ», этот вопрос уже задавался.

      • Елена

        Спасибо за ответ, еще напишу.

    • Сергей

      На правах человека, когда-то успешно окончившего обучение, позволю себе прокомментировать слова Елены.

      Дело в том, что «эйдетика» Матюгина практически не меняется с 1989 г., и потому безвозвратно устарела… Современная мнемотехника опирается на достижения психологии и психофизиологии восприятия, а эти науки сделали большой скачок за последние 20 лет. Это, во-первых. Во-вторых, сама скорость жизни изменились, особенно в информационном плане, и то, что было приемлемо 20 лет назад, сегодня уже мало применимо. Если вы читали книги Матюгина, то, наверное, заметили, что большинство его техник — это творчество в том смысле, что там много чего надо придумывать. В нашем варианте мнемотехника — это в первую очередь технология, простой пошаговый алгоритм, навык, гарантирующий при правильном применении быстрое и качественное запоминание необходимого объема часто встречающейся информации, отвечающий современному темпу жизни. Говоря конкретнее, если вам необходимо быстро запомнить какую-то информацию, например, 20 телефонных номеров или 10 цитат, то размышление над тем, как это сделать приведет к потере времени, и, возможно к устареванию самой информации. Необходимо просто взять и запомнить, и главные критерии здесь простота метода, скорость и надежность. Если после всего вышесказанного вы решите, что у нас нет места креативу, то ошибетесь. Креатива у нас может быть даже больше чем у Матюгина, но он направлен в совершенно другое, более продуктивное и результативное русло.

      Мнемотехника базируется на простых фактах, с которыми любой человек встречается несколько раз в день, но не замечает их за ежедневной рутиной. Здесь не делают из этого тайны и подробно рассказывают об этом на занятиях, и, усвоив эти базовые принципы, вы сможете даже разрабатывать собственные техники запоминания.

  3. Елена

    Сергей! Хотелось бы узнать на каких основаниях вы утверждаете, что «эйдетика Матюгина не меняется с 1989г… и безвозвратно устарела»??? Только потому, что его школа была образована в 1989? Из таких соображений могу утверждать, что мнемотехника устарела еще безвозвратнее, учитывая, что мнемотехника или искусство запоминания впервые появилось в древней Греции…
    И на правах человека, когда-то успешно окончившего обучение у Матюгина, позволю себе утверждать, что его курс включает не только эйдейтические приемы, но и мнемотехнические (хотя на мой взгляд без разницы как они называются- суть она и таже) — главное, что они работают.
    Не понятно, Богдан, зачем кичиться тем, что у вас нечто принципиально новое, когда все приемы мнемотехники или эйдотехники были придуманы еще до вас и до Матюгина. И все школы по эффективному запоминанию используют одинаковые приемы… может быть названия отличаются, но суть их одна и та же.

    • Сергей

      По поводу того, что все школы используют одинаковые приемы… Можно привести известную цитату из «Воскресения» Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…» Так же и со школами — материал везде почти одинаковый, организация работы с ним отличается иногда кардинально. В мнемотехнике за последние время сделано не мало интересных находок (в частности, в области спортивного запоминания), а у Матюгина из года в год, из книги в книгу описываются одни и те же приемы. Возьмите вузовский учебник химии, философии, фармакологии и запомните его теми методами, которые пропагандируете, уверен, что вам придется признать, что эти методы на таком материале не очень-то хорошо работают… Не голословно утверждаю — была возможность побеседовать на эту тему с выпускниками (вернее выпускницами) Матюгинских центров. Да и обсуждений на различных форумах полно…
      И точно также дела обстоят практически с любым видом информации.
      20 подходов к запоминаю текстов… Лично у меня складывается впечатление, что автор этих методов не понимает, почему его методы работают. Напоминает пользователя компьютера, который знает что если на вот эту кнопочку нажать, будет то-то, но не понимает механизмов, которые за всем этим лежат. А понимание механизмов, они, знаете ли, позволяют настроить кнопочку под себя и работать с большим комфортом и производительностью.
      Отдельно хотелось бы пройтись по теме эйдетики. Насколько мне известно, поставить обучение эйдетиков на поток еще никому не удалось. (Знаком с работами и Йенша, и Шульца, и Томаса и др — не надо их приводить, приведите лучше обученного эйдетика))) Так что упоминание эйдетики в названии центра не более чем рекламный ход, основанный на неосведомленности обывателя на эту тему.
      У меня тоже «эйдетическая» память, в том смысле, что я с легкостью прохожу все эти шуточные тесты на эйдетику… Кроме одного, который тестирует остаточное возбуждение анализатора, которое в свою очередь, является физиологической основой эйдетики. Другими словами, не специалист мою память от эйдетической не отличит, но это не эйдетика в том смысле, в котором она традиционно понимается в психологии, а всего лишь знание законов памяти и умение их применять.

  4. Елена

    Заумно, однако, Вы, Сергей, написали… такое складывается впечатление, что писал не просто «человек, когда-то успешно окончившего обучение», а сам автор сайта…

    Будет время, я еще напишу…

    • Сергей

      У вас складывается ошибочное впечатление. Когда-то успешно закончив курсы, я решил разобраться что за всем этим стоит, что по этому поводу говорит официальная наука и какие еще существуют способы и методы применения этих особенностей человеческой психики.
      Так как я занимаюсь научными изысканиями в области, которая хотя и прямо с данной областью не пересекается, но лежит не так далеко от нее, мой интерес не был праздным. Богдан, спасибо ему за терпение, в то время выступал для меня как источник практической информации, так как у него огромный тренерско-преподавательский опыт в этой сфере. Поэтому конечно же я не человек с улицы, хотя когда-то было именно так. Но и к данному сайту имею отношение очень далекое и опосредованное.

  5. Оксана

    Не пойму зачем ломать копья по поводу что лучше мнемотехника или эйдетика. Заметила, что очень многим нравятся эйдетческие методвы запоминания, так как они незамысловатые и относительно легкие, например запоминание номера телефона посредством перевода любых видимых объектов в цифры — и забавно и легко, детям очень нравится. Что касется эйдетики, которую применяют для запоминания, то этоконечно не то о чем писал Выготский. Эйдетическая память -есть по сути своей фотопамять, а это что невозможно в себе развить, так как это физика мозга, это или есть или нет. Все что называют эйдетической памятью (не хочу плохо отзываться о Матюгине, так как он все же достойный человек) — это запоминание с помощью образной памяти, усиленного воображения и подключение к запоминанию других модальностей (осязание, слух, запах). В конце концов сам Выготский писал, что эйдетическая память (без включения логики) свойственна была и есть людям непознавшим знаковуюи символьную природу переработки информации.

  6. Владимир

    Критика «конкурентов» — это нормально. Автор мягко намекает новичкам (в области памяти), что не следует учиться у невежд в этой области. К сожалению, даже в арифметике мы можем найти следы невежества. Пример? Вы будете в шоке. В математике содержится сразу три ошибки в формулировке умножения. Удивительно, но никому до этого нет дела. Наука как раз и держится на редких личностях, которые не могут спокойно смотреть на ошибки в учебнике арифметики или ошибки в книжках по тренировке памяти. С невежеством нужно бороться. Это не просто, но кто-то должен этим заниматься!

  7. Оксана

    Сергей, а я вот с Вами соглашусь. эйдетика — модное словечко. Эйдетической памяти достичь невозможно (и здесь вы правильно цитируете Выготского — единственного авторитета в этой области), с ней надо родиться. А все эти приемы — это скорее мнемотехника придуманная греками тысячу лет назад.


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


*

*

Subscribe without commenting


Подписаться на комментарии к этой статье по RSS.