Феноменальная Память —
навык, доступный каждому!

Кому нужна сейчас хорошая память?

Друзья!

У Платона в диалоге «Федр» есть эпизод, где Сократ рассказывает следующую историю:

«Так вот, я слышал, что близ египетского Навкратиса родился один из древних тамошних богов, которому посвящена птица, называемая ибисом. А самому божеству имя было Тевт. Он первый изобрел число, счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и в кости, а также и письмена.

Царем над всем Египтом был тогда Тамус, правивший в великом городе верхней области, который греки называют египетскими Фивами, а его бога — Аммоном. Придя к царю, Тевт показал свои искусства и сказал, что их надо передать остальным египтянам.

Царь спросил, какую пользу приносит каждое из них. Тевт стал объяснять, а царь, смотря по тому, говорил ли Тевт, по его мнению, хорошо или нет, кое-что порицал, а кое-что хвалил. По поводу каждого искусства Тамус, как передают, много высказал Тевту хорошего и дурного, но это было бы слишком долго рассказывать.

Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости». Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой — судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться.

Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою.

Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых".

Это произведение было написано в 369—367 годах до нашей эры, и описывает период, когда письменность еще не стала всеобщим достоянием.

Но, не кажется ли вам, что проблема, поднимаемая древнегреческим мыслителем, как никогда актуальна именно сейчас?

Наблюдая за сегодняшними студентами у себя в университете, не перестаю удивляться разительной разнице в подготовке к семинарам между ними и моим поколением. Если нам приходилось идти в библиотеки и конспектировать книги, то у моих студентов сейчас все знания «на кончиках пальцев» — достаточно достать из кармана смартфон или планшетник с доступом к сети.

Буквально несколько минут перед или во время занятия, и — уже бежишь отвечать. В большинстве случаев отпадает необходимость готовить шпаргалки, ведь ответ на любой вопрос, даже если видишь его в первый раз, можно получить тут же, в режиме реального времени…

Мое мнение на этот счет вполне определенное: нельзя воспользоваться информацией до тех пор, пока она не находится в голове.

Но, многие со мной не соглашаются. Говорят, что гораздо важнее знать, где найти информацию, чем помнить ее. У американцев, мол, все образование построено на системе Джона Дьюи, и ничего — нормальное общество, до которого нам еще долго расти…

Друзья, а как считаете вы — надо ли развивать память, если в гугле с яндексом «найдется все»? Или все же есть сферы деятельности, для которых хорошая память — определяющий фактор?

Кому нужна сейчас хорошая память?

Богдан Руденко Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в twitter.com
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
опубликовал:

10 комментариев

  1. Костя (подписаны на комментарии).

    хороший вопрос.
    мое мнение — противоположно Вашему.

    все-таки в современном обществе важнее знать КАК найти нужную инфо, чем хранить все в голове (НИКТО в мире не ответит мне на все 10 вопросов, которые я найду за 5 минут в интернете). Например, сколько будет 15 215 645 648 в 75 415 степени? это никто не знает и знать это не надо до того момента, когда это знание пригодится. А вот если надо будет знать — берем планшетник и узнаем за 1 минуту.

    И даже с практичной точки зрения многие успешные люди знают минимум, НО нужной информации — к этому надо стремится. А не запоминать кучу (скорее всего) ненужной информации.

    • Богдан Руденко

      Костя, моя позиция вряд ли противоположна Вашей. Согласен на 100%, что ВСЕ хранить в голове — глупо. Согласен, что надо помнить именно НУЖНУЮ информацию. Мнемотехника — техника внутреннего письма, и использовать прямую запись информации в мозг нужно точно так же, как и в случае с обычными конспектами — записывать только то, что нужно, а не все подряд.

      Есть сферы, где внешние носители информации использовать сложно — преподавательская, актерская, ораторская деятельность. Профессионалы в сфере права, финансов, врачи приходят к нам на курс потому, что, как они рассказывают, именно оперирование информацией по памяти выгодно отличает профи от серой массы др. коллег по цеху. Запоминание для школьников и студентов, само собой — святое, им 10 + 5 лет только этим и приходится заниматься…

      Но, подавляющее большинство людей спокойно заменяют свою память «костылями», и это совершенно нормально.

      Когда я говорил о том, что пока информации нет в голове — ею нельзя воспользоваться, то имел ввиду нечто другое, относящееся больше к психологии творчества и поведения. Продуцировать что-то новое, придумать то, чего не было ранее невозможно до тех пор, пока знания с внешних носителей не перенесены в голову. Информацию надо переработать, усвоить, чтобы она стала твоей. Иначе будет, как в том анекдоте, когда таблица менделеева сначала приснилась Пушкину, но он ни хрена не понял 🙂

      Одним словом, если человек является только потребителем информации, и на большее он не претендует — тогда вполне можно обойтись и без феноменальной памяти.

      Можно обойтись, но зачем, если она облегчает жизнь колоссально?

      Например, в быту. Конечно, собираясь в магазин, можно сначала найти бумагу, потом ручку, потом написать список нужных покупок. Далее самое филигранное — с руками, занятыми пакетами и кошельком, доставать бумагу, ручку, и вычеркивать купленное 🙂 А можно это запомнить быстрее, чем найти бумагу или достать мобильный телефон из кармана.

      Или в работе. Можно программировать, каждый раз заглядывая в справочник, а можно запомнить язык, и программировать по памяти.

      Получается, что как ни крути, но и домохозяйкам, и «эйнштейнам» без навыка запоминания не обойтись 🙂 Это именно тот случай, когда инвестиция в себя — приобретение навыка запоминания, окупается на 100%. Даже на несколько сотен %% учитывая то, что с этим фундаментом любым другим видом деятельности заниматься гораздо эффективнее.

  2. Олег

    А по-моему все намного проще. Просто информация, которая нужна для поиска некой информации гораздо проще запоминается, потому что по объему меньше и часто имеет образный вид, например человек часто помнит какая у книги обложка, но не помнит автора этой книги, или не помнит точно на какой странице находится нужная ему информация, но примерно помнит, что это ближе к концу, или ближе к середине…
    99% информации имеет не удобоваримый, не запоминаемый вид.
    Это грустно.

    • Богдан Руденко

      Олег, мнемотехника, которой мы обучаем на курсе, как раз и предназначена для того, чтобы приводить информацию к удобоваримому и запоминаемому виду. Так что все не так уж и грустно 😉

  3. Олег

    Пожалуй, соглашусь с вами, Богдан. Нужная информация должна быть не на кончиках пальцев, а на кончике пера, то есть готовой к употреблению. Это наверное … ну, комфортно что ли — чувствовать себя независимым от записных книжек и прочих «костылей».

  4. Костя (подписаны на комментарии).

    Все правильно! НО все-таки умение искать инфо, пользоваться гуглом и т. д. — не менее ценный навык 😉

  5. Валерий

    Пользоваться гуглом и яндексом конечно нужно,
    но если вы обладаете хорошей памятью — вы помните и знаете
    громадное количество очень разнообразной информации.
    Например увидев человека всего-лишь раз, и пообщавшись с ним
    вы можете запомнить это на всю жизнь и при следующей встрече
    даже через много лет воспользоваться этой информацией.
    Занимаясь какой-либо деятельностью вы можете удерживать
    в голове много разнообразных и точных данных на эту тему и мгновенно пользоваться ними даже если нет рядом компьютера.
    Вы можете запоминать громадное количество мелочей в вашей
    обычной жизни, даже каждый день и впоследствии анализировать
    их и систематизировать когда в этом возникнет необходимость.
    Я думаю это всего-лишь малый перечень преимуществ
    которыми обладает человек с хорошей памятью,
    и к ним стоит стремиться.

  6. Андрей

    Комментарий к высказыванию Кости.
    Уметь найти информацию — очень важно. Но чем больше человек знает и помнит, тем эффективнее он осуществляет поиск, тем больше факторов он учитывает при принятии решений. На принятие решения также могут влиять не только прямые и очевидные факторы, а и косвенные, скрытые из прямой видимости. Знание и понимание этих факторов зависит от широты кругозора, что, в свою очередь, зависит от того, что имеется в памяти!
    Далее… Как быть, если надо принимать множество решений, притом быстро, не имея времени на поиск, сортировку и структурирование информации? Чем больше знаем, тем проще:-)

  7. Михаил (подписаны на комментарии).

    Преимущество собственной памяти перед поисковиком должно быть очевидной вещью…

  8. Наталья

    А мне вот что подумалось. Мозг не умеет не запоминать неважное, а помнить нужное. И детренируется полностью. Забывает не только теоремы и формулы, например, но и события в жизни, обедняя наши воспоминания.


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


*

*

Subscribe without commenting


Подписаться на комментарии к этой статье по RSS.