Феноменальная Память —
навык, доступный каждому!

Обман на курсах "скорочтения и развития памяти"Друзья!

Уважающие себя курсы скорочтения считают долгом к слову «скорочтение» добавить фразу «и развитие памяти». Но действительно ли там «развивают память»?

Те, кто ходил на курсы скорочтения, знают, что сначала там предлагают определить начальную скорость чтения путем деления числа знаков прочитанного материала на затраченное время, и умножения полученного на «коэффициент понимания».

Последний определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. Половина из них остается неизменной на протяжении всего курса обучения. Как правило, это:

1) название;

2) автор;

3) выходные данные;

4) основная проблема;

5) новизна и практическое использование.

Несложно заметить, что все это составляет аннотацию — те 1−2 абзаца мелкого шрифта на обратной стороне титульного листа.

И вот тут начинается оболванивание клиентов, поверивших в то, что на курсах скорочтения можно развить память.

Заранее зная эти 5 из 10-ти вопросов, вы, начиная со второй книги, перевернув только первую ее страницу, уже получаете коэффициент понимания, равный 0,5. Т. е., по мнению курсов скорочтения, половину основного содержания вы уже якобы успешно усвоили. Скорее всего, полагаясь только на свою естественную память, через несколько дней вы уже не сможете вспомнить выходные данные или фамилию автора, если она заковыристая. Но, это и не страшно, ведь на курсах скорочтения к уже «усвоенному» не возвращаются.

Остальные 5 вопросов не бог весть что: жанр, сюжет, особенности изложения, главные герои, отношение к произведению, если оно художественное.

Если текст научно-популярный, то у вас не будут спрашивать о датах, длинных числах, сложных терминах и названиях, т. е., обо всем том, что можно запомнить только с помощью мнемотехники. Если и спросят, то в общем, описательно, вроде «Какую часть света открыл Колумб в 1492 году?». Обычная подтасовка результатов, и доверчивый клиент верит в то, что запомнил основные положения. Вот и все «развитие памяти» на курсах скорочтения…

Спустя какое-то время человек подспудно понимает, что особой-то пользы от прохождения курсов он не ощущает. Ну, какой толк в том, что можешь быстро пролистать страницы, улавливая, в лучшем случае, лишь общий смысл, когда точные сведения и последовательность информации все равно не можешь запомнить? Уж лучше пусть и медленно, но полностью запомнить одну книгу по определенной теме, «встроив» ее в свой мозг и получив возможность пользоваться знаниями, чем быстро пролистать сотню работ по этой же теме, но так ничего и не вспомнив из них.

Да и в самой фразе «скорочтение и развитие памяти» кроется противоречие. Скорость запоминания, обусловленная физиологическими особенностями мозга, гораздо ниже той, с которой просматривают тексты на курсах скорочтения. Даже после обучения в Центре Развития Памяти запоминать в любом случае получится не быстрее темпа медленного чтения.

Википедия, к слову, в статье «Скорочтение» ссылается на целый ряд научных исследований, доказывающих, что «несмотря на многочисленные рекламные утверждения о возможности увеличения скорости чтения без ухудшения понимания материала, это, увы, невозможно: чем выше скорость чтения материала, тем хуже его понимание, независимо от применяемых методик». И максимальная скорость, на которую можно рассчитывать, составляет всего до 600 слов в минуту. Более высокая скорость неминуемо влечет значительное снижение понимания материала и скорее подходит под термин «просмотр», нежели «чтение».

Поэтому, глядя на то, как в видеороликах люди (чаще всего дети) читают со скоростью якобы 100 000 знаков в минуту и выше (для антуража при этом в кадр подсовываются секундомеры), вспоминается анекдот, когда при приеме на работу у секретарши спрашивают, быстро ли она печатает, и та отвечает: «1000 знаков в минуту, но, правда, такая ерунда получается…». Или, как юморил Вуди Аллен: «Я окончил курсы скорочтения, и прочел „Войну и мир“ за двадцать минут. Там что-то про Россию».

Я не против курсов скорочтения. Навыки, которые там могут развить, сами по себе полезны — это и преодоление регрессий, и подавление субвокализации (внутренней артикуляции), и расширение поля зрения, и выделение смысловых опорных пунктов, которые потом уже с абсолютной точностью можно запомнить мнемотехникой.

Я против курсов «скорочтения и развития памяти». Потому что они вводят в заблуждение людей, в итоге так и не предлагая им ничего из того, что могло бы помочь реально запоминать.

О том, как я с исследовательской целью посещал вступительные занятия курсов «скорочтения и развития памяти» расскажу как-нибудь в другой раз. Но, уже сейчас посоветую: если вдруг вас занесет на подобные курсы, не стесняйтесь спрашивать о том, запоминанию какой информации там обещают научить, какие конкретные, измеримые результаты вы сможете достичь, и какие гарантии они вам дают.

Друзья, а у вас был опыт прохождения подобных курсов?

Богдан Руденко Опубликовать в LiveJournal Опубликовать в twitter.com
1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов
опубликовал:

44 комментария

  1. Лелик

    Действительно, закончил курсы скорочтения буквально полгода назад.
    Со скоростью чтения все нормально, но когда прочитываешь в день несколько статей по одной теме, то часто каша в голове получается.

    • Сергей

      Я недавно занимался в одной школе скорочтения и развития памяти. По субъективным оценкам скорость чтения увеличилась раз в 5. Процент запоминаемой информации остался таким же, как был при «классическом» чтении.
      Извините за субьективность оценки, но я тестам не очень доверяю, т.к. очень много факторов, влияющих на результат: настроение, концентрация внимания в момент прохождения теста, сложность текста, знакомство с той областью, о которой говорится в тестовом тексте и т. д. и т. п.

      • Богдан Руденко

        Сергей, об уверенном владении навыком можно говорить только тогда, когда ни настроение, ни пр. факторы уже не влияют. Во всяком случае, определенный, стабильный результат надо выдавать в любом состоянии. Иначе не вижу смысла тратить время и деньги на обучение, после которого результаты зависят от «расположения звезд на небе».

        Сергей, несмотря на то, что Вы достаточно ясно дали понять об эффективности обучения в этой школе скорочтения и развития памяти, когда написали, что % запоминаемой информации остался таким же, все равно интересно узнать, как проходило Ваше обучение?

        Там действительно уделяли внимание развитию памяти, или, как обычно, только скорочтение? И если уделяли, то какую информацию учили запоминать? Есть ли какие-то численные характеристики, как, например, у нас, ну и пр.

  2. Свето4ка

    У меня был опыт прохождения подобных курсов! От себя могу сказать, что и скорость чтения и память у меня улучшилась! Как-то все само-собой стало запоминаться!

    • Богдан Руденко

      Уточните, в чем выразилось «улучшение» памяти. Если это не в конкретных, измеримых результатах, то с т.з. стандартов, принятых в Центре Развития Памяти, ни о каком улучшении здесь речи быть не может. Опять же, что конкретно означает «все», которое «само-собой стало запоминаться»? После прохождения этих курсов у вас могут «сами-собой» запоминаться, скажем, все хронологические таблицы учебника истории, формулы учебника химии, определения вузовского учебника? Если да, то буду признателен за координаты этих курсов, и если они действительно позволяют достигать того, чтобы точные сведения и последовательность информации «сами-собой запоминались», я обязательно включу их технологии в нашу программу обучения.

    • юлия

      Подскажите наименование курсов которые вы закончили плиз

  3. Антон

    Я только заинтересовался курсом скорочтения… на эту страничку попал случайно и знаете что я здесь вижу!!! — черный PR! Если честно, то глядя как Вы «обижаете» других, не хочется иметь с Вами никаких дел.

    • Богдан Руденко

      Антон, если Вы только заинтересовались курсами скорочтения, то должны быть благодарны случайности, позволившей прочитать мою статью.

      Огромное количество людей идет за «развитием памяти» на курсы скорочтения, и остается обманутым в своих ожиданиях. Многие признаются, что если бы статья попалась им на глаза раньше, они бы сэкономили кучу времени и средств…

      Но, разумеется, если Вы хотите лично убедиться в справедливости каждого слова статьи — воля Ваша.

      • tytmedanet

        То же самое люди говорят о дорогостоящих тренингах НЛП. Они ничего не дают кроме общей информации. Как и многие другие тренинги подобного рода. Люди выходят такими же пустыми как и входят. Все то же самое есть в интернете. Учитывая еще тот факт что НЛП вообще довольно сомнительное направление в психологии и чуть чаще чем всегда оно не работает. Эти тренинги скорее времяпровождения, чем обучение.

  4. Макс

    Скорочтение есть скорочтение, развитие памяти есть развитие памяти, это разные дисциплины, соответственно, разные методы, принципы, подходы к изучению и освоению данными дисциплинами.
    Я изучал скорочтение на трех разных курсах (везде методики одни и те же, отличаются только лишь способами подачи информации), а также долгое время дома, и скажу, что только спустя много месяцев и приложения огромных интеллектуальных сил у меня получилось приобрести данный навык для «рабочего» использования. Улучшение памяти я при этом не испытал. Поэтому развитие памяти у меня проходит отдельно от скорочтения, и постигается в разы быстрей, чем скорочтение.

    • Альбина (подписаны на комментарии).

      А как вы развиваете память, если не секрет?

  5. Евгений

    Вы пытаетесь рекламировать себя)

  6. Оксана (подписаны на комментарии).

    Не могу не согласиться с Максом. Скорочтение и Мнемотехника — это разные навыки, соответственно - разные методики. И как Вы пишете, Богдан, что что-то стало «само-собой стало запоминаться», то так не бывает (((. Даже используя приемы мнемотехники, которые в разы увеличивают колличество и скорость запоминания, нужно сделать как минимум два шага: 1. сконцентрировать внимание и применить метод запоминания, 2. повторить то что нужно запомнить, иначе мозг выбросит это, восприняв запоминаемую инфу за рабочий материал кратковременной памяти.
    Вы, Богдан, правы в том, что одни курсы под двумя названиями (Скорочтение и развитие памяти) идолжны обучать, соответсвенно и скорочтению и мнемотехнике.

  7. tytmedanet

    Несмотря на многочисленные рекламные утверждения о возможности увеличения скорости чтения без ухудшения понимания материала, целый ряд научных исследований доказывает, что это, увы, невозможно: чем выше скорость чтения материала, тем хуже его понимание, независимо от применяемых методик.

  8. фируз

    Не очень с тобой согласен, как ты можеш не понимать ну или частично не понимать, то что читаеш? Зачем тогда читать вообще? Вообще то доказано, что чем медленнее ты читаеш тем меньше ты поймеш общего смысла читаемого, а будеш лиш понимать читание на данный момент, то есть в момент самого чтения, и притом, если не понимаеш общего и скрытого смысла, то информациЯ на долго не задерживается в памяти… спс за понимание мною сказанного!

  9. Игорь

    Для чего нужно быстро читать? Скорей всего не для проглатывания всего текста целяком, а для поиска интересующей информации с последующим вдумчивым прочтением.
    Курсы не посещал, развивал скорость чиения по книгам и интернет, выбирая то, что посчитал нужным. Что касается памяти … благодаря принятым во внимание методикам от разных авторов результатом доволен.
    Относительно необходимости любых курсов - при наличии времени и средств посещать необходимо (особенно касается тех, кто тяжелый на подъем), они как минимум дисциплинируют.
    Р.S. Для экономных: пишите свой распорядок дня, включив 1 час обучения (желательно в одно и та же время). Строго соблюдать режим в течении месяца.

  10. Cpo

    Есть деятель Сподин Андрей
    Который ведет Скорочтение — банальный обман иллюзия
    Кроме НЛП техник больше ничего нет общего.
    Ломит большие суммы, но результат нет.
    Тупой кидок.
    Но выбор всегда за л… ми.

    • Богдан Руденко

      Если не сложно, то, пожалуйста, аргументируйте свою позицию. В чем обман?

      Да, скорочтение появилось еще в прошлом веке в США, да, все сводится к известному набору навыков и придумать что-нибудь принципиально новое здесь невозможно, как бы ты скорочтение ни называл — «МЕГА-», «СУПЕР-ПУПЕР-», как у Сподина, или как-то еще. И неважно, работаешь ли ты с распечатанными на бумаге учебно-методическими материалами, как Олег Андреев и Марат Зиганов делают уже 35 лет, или впихнул методику Андреева и Зиганова в e-book или iPad, как сделал Сподин — смысл от этого не меняется, скорочтение — оно «и в Африке» скорочтение.

      Но это же не означает, что методика не работает.

      Поэтому и прошу конкретизировать, в чем же именно заключается «тупой кидок» у Сподина?

      Признаюсь, ко мне на тренинг приходили многие из тех, кто бывал у Сподина (ведь на кой черт скорочтение, если не умеешь запоминать?), и все как один отзывались негативно. Но, лично о Сподине. А вот о методике преподавания до Вас плохо еще никто не говорил. Разве что о жесткой нлп-обработке упоминали. Ведь это ж как надо постараться, чтобы испортить уже готовую, давно работающую методику. Не думаю, что Андрей Сподин настолько одарен 🙂

  11. Марич (подписаны на комментарии).

    Я занималась скорочтение со своей 7 летней дочкой, за 1,5 месяца результат у нас повысился с 38 слов до 72 слова в минуту. Сейчас разрабатываю материал по скорочтению на собственном опыте.

    • Богдан Руденко

      Замечательно, но постоянно отслеживайте степень понимания. Ведь мы для понимания читаем, а не ради скорости. В свою очередь, пользы от понимания без запоминания нет. Но запоминание — отдельная тема.

  12. Игорь

    Handy Reader — удобная читалка для iPhone, автоматически развивающая скорочтение

  13. Михаил Сергеевич

    Вопрос. Для ребенка (младшие классы) очевидно раньше необходимо пройти тренинги по развитию памяти, а затем уже по скорочтению?

    • Богдан Руденко

      Михаил, и ребенку, и взрослому сначала надо научиться запоминать. А потом уже скорочитайте на здоровье. Иначе какой смысл читать, если все равно не запоминаешь?

  14. Петр (подписаны на комментарии).

    Заинтересовался методикой Васильевой.
    Читаю отзывы, везде охи-ахи как все здорово.

    Возник вопрос: проводились ли сравнения с другими методиками или с занятиями тупо без методики?

    К чему я клоню: сам я пошел в первый класс знал только буквы, к концу года (за 9 месяцев) читал с какой то скоростью. то есть если человек занимается несколько раз в неделю, по нескольку часов, то ожидаемо даже по самой плохой методике будут результаты.

    Проводилось ли сравнение с эффектом от других методик или развитию (если для детей) без методик совсем? По объему прочитанного, % усваиваемого и тд?

    Приведу пример: пытался заниматься со своим ребенком в 4 года — учил буквы и читать. Ребенок ни хотел и отмазывался. Бросили. Через пол года появился интерес, ребенок сам смотрел букварь, только подходил и спрашивал незнакомые буквы у взрослых. Изучал без методики, а там где нравилось, мог в конце почитать, мог вначале. Сейчас пять лет читает, но медленно. Разумеется через пол года скорость вырастит ну думаю раза в 2, если будет пытаться читать вывески в городе или книги.

    Так вот когда говорят, что скорость выросла с 10−20 слов в минуту в 2−3 раза это естественное развитие или заслуга методики?

    • Богдан Руденко

      Петр, Васильевых много — есть методика Васильевой М. А. для детей, есть методика скорочтения и развития памяти Васильевой Л. Л., есть Васильевы — муж с женой, которые намолотили кучу книг по мнемотехнике… Вас кто конкретно интересует?

      • Петр (подписаны на комментарии).

        Да у меня вопрос почти философский: есть методика Васильвой (-ых), кто-нибудь сравнивал результаты от этих методик с результатами от других методик (по развитию памяти или скорочтению)? Судя по расценкам — по Васильевой результат должен быть лучше и существенно. Но будет ли результат на столько лучше и будет ли лучше?

    • Богдан Руденко

      Да у меня вопрос почти философский: есть методика Васильвой (-ых), кто-нибудь сравнивал результаты от этих методик с результатами от других методик (по развитию памяти или скорочтению)? Судя по расценкам — по Васильевой результат должен быть лучше и существенно. Но будет ли результат на столько лучше и будет ли лучше?

      Вопрос действительно философский 🙂 Но судить по расценкам о качестве точно не всегда правильно.

  15. гриша

    я ходил на юниум развитие памяти и скорочтению у меня и скорость чтения хорошо и память

  16. Александр (подписаны на комментарии).

    Хочу поделиться своим опытом в этой области. Чтобы пройти месячный VIP-интенсив от компании Интен именно по скорочтению, мы с братом продали машину. Сделали сразу два важных дела — избавились от ненужной вещи (старый Жигуль) и инвестировали вырученные средства в своё развитие. Уже через полгода доходы увеличились в 3 раза и продолжают расти!
    Тот потенциал, который открылся после прохождения тренинга, сначала казался просто невероятным. До тренинга я был посредственным фрилансером. Теперь работаю в австрийской компании, получая в Украине европейскую зарплату. Веду при этом параллельно еще 2 вида деятельности — общественную и тренинговую. Наконец-то стали реализовываться все мои мечты — получить психологическое образование и сменить рутинную работу на дело своей жизни. Я полностью доволен результатом, все зависит от того кто ведет тренинг и от готовности меняться.

    • Богдан Руденко

      Александр, похоже, что мой блог становится площадкой для обсуждения достоинств и недостатков компании «Inten» и Андрея Сподина. Большая честь для них :-).
      Статья ведь не о них конкретно. Один читатель в комментариях выше негативно отозвался о Сподине и скорочтении. Вот мне и стало интересно, неужели методика не угодила?
      Если говорить не о методике, а о Сподине, то действительно — все мои клиенты, ранее проходившие у него скорочтение, не очень хорошо о нем отзывались. Почему? Сложно сказать… Сподина я видел только в роликах на YouTube. Когда хотел узнать, умеет ли он сам делать то, чему пытается обучать.
      Думаю, причина негативного впечатления вот в чем… Ко мне на тренинг приходят умные люди. А умных людей смешат попытки примитивного манипулирования в стиле напористого представителя «канадской оптовой компании». Ведь почти каждое обращение Сподина сводится к «Пройдите у нас обучение, и вы станете сказочно богатым!». Та риторика, в которой выдержано и Ваше обращение :-). К сожалению, скорость чтения и способность зарабатывать деньги между собой не связаны — многие «скорочитатели» работают на тех, кто за всю жизнь и трех строчек не прочитал.
      Подобная аргументация еще может работать на школьниках и студентах, но люди с жизненным опытом сейчас на такое редко ведутся. Хотя, конечно, всегда найдутся «буратины», готовые расстаться с золотыми ради «денежного дерева».
      Александр, не сомневаюсь, что для прохождения обучения у Сподина пришлось продать машину. Слышал, что цены у них вроде бы не очень доступны. Но делать это было совершенно ни к чему. Оно не то что старого Жигуля — телевизора «Рекорд» не стоит. И вот почему.
      Скорочтение — навык, в развитии которого тренер практически не нужен. Он требуется разве что для включения секундомера и команды «Стоп, закончили!».
      Для формирования навыка скорочтения надо начитать по методике определенное количество часов, как летчику налетать часы. Весь смысл — именно в самостоятельной работе.
      Зеленая точка, таблицы Шульте в разных модификациях, числовые пирамиды, лабиринты, ритм, в общем, все то, что есть на каждых курсах скорочтения, и даже алфавит Гриндера, который напрямую к скорочтению отношения не имеет, но используется Сподиным (методика же должна быть «авторской») — представлено в виде бесплатных тренажеров.
      Это не только бесплатно и удобно, но и гораздо эффективнее. Раньше приходилось отрабатывать на бумажных книгах. Теперь же открыл текст в программе, а там тебе и точка перемещается по экрану, указывая нужное движение глаз, и шторочка автоматически опускается, и поле расширяется, и ритм выстукивается — красота! И это то, что я видел лет 10 назад, когда еще не было ни iOS, ни Android.
      P. S. Перечитал Ваш «отзыв», Александр. Для «завершения гештальта» его бы стоило закончить фразой в стиле Тимоти Ферриса: «После прохождения тренинга в компании „Inten“ лично у Андрея Сподина я научился быстро листать страницы не запоминая содержание, и теперь работаю по 4 часа в неделю, при этом не торчу в офисе от звонка до звонка, живу где угодно и богатею!» ;-).

    • Lol (подписаны на комментарии).

      Только сегодня был у Сподиных на бесплатном пробном занятии. И о вас упоминали на нем))) Про проданную машину (правда не уточняли марку), и бизнес в Дубаях))

  17. Александр (подписаны на комментарии).

    Действительно, некоторые техники подсчёта скорости чтения несколько завышают результат. Но с чего вы взяли, что это оболванивание клиентов? То, что не понятно простому обывателю, принято считать или лохотроном или магией. Пора уже избавляться от такой стереотипности мышления.
    Я проходил скорочтение в компании Интен у Андрея Сподина два года назад. Результатом по прежнему очень доволен. Сейчас приглашаю его в Запорожье

    Мне кажется автор этой статьёй просто набивает цену себе))

    • Богдан Руденко

      Александр, не буду спрашивать, кого Вы имели в виду под «обывателем, которому не понятно» :-). Сразу перейду к сути. Хорошо, что Вы проходили скорочтение — сможете подтвердить справедливость моих слов.
      Говорить «некоторые техники подсчета скорости чтения несколько завышают результат» — неправильно. Правильно говорить — «обман». И вот почему.
      Те 10 вопросов, о которых шла речь в статье — это блоки «Интегрального алгоритма чтения», изложенного еще в «Учитесь быстро читать» Андреева и Хромова — одном из первых отечественных учебников по скорочтению. В 1991 году, когда вышла эта книга, мне было 11 лет. Андрей Сподин был постарше — учился в киевской сельхозакадемии. Книгу мне пришлось покупать за карманные деньги, выданные на мороженное. И оно того стоило — до сих пор одно из лучших пособий, добавить к которому за 25 лет никто кроме Зиганова так и не смог.
      Интегральный алгоритм бывает полезным при просмотровом чтении, чтобы составить общее впечатление о книге, например, перед ее покупкой. Но это — не полное, а поверхностное понимание. Иллюзия понимания. О качественном запоминании речь тем более не идет. Да и что там запоминать — всего-то 10 пунктов?
      Тем не менее, отвечая на эти пусть и неменяющиеся от текста к тексту вопросы, приходится хоть как-то да напрягать мозги. Надо все-таки вспомнить название, автора, выходные данные, основную проблему и др.
      Сподин пошел дальше. Чтобы люди сразу не разочаровались в туфте и не попросили вернуть деньги, он к каждому из 10-ти вопросов предлагает еще по 5 вариантов ответа! Александр, так же?
      Мало того, что листая, например, роман Толстого, ты выискиваешь ответы на уже известные вопросы. Так потом еще и выбираешь правильный вариант, чтоб вообще не шевелить ни одной извилиной.
      Название: 1) «Война и мир», 2) «Мир и война», 3) «Дружба и мир», 4) «Миру — мир!» или 5) «Мир! Труд! Май!»?
      Выбрал правильный вариант — значит все усвоил и запомнил по меркам «Интена».
      Разве не цирк? Если у Андреева — иллюзия понимания, то у Сподина, по Вашему выражению — «лохотрон».
      Только не подумайте, что к Андрею Сподину я отношусь предвзято. Он мне не конкурент, и у меня нет оснований троллить его, как могли бы некоторые подумать.
      Все то, что мы с исследовательской целью разбирали, в равной степени относится ко всем другим курсам скорочтения, в каком бы городе они ни находились.
      Когда мы в 2012 году открывали «Центр Развития Памяти», я не поленился пройтись по всем курсам «скорочтения и развития памяти» из топа поисковой выдачи. Такого «камедиклаба» насмотрелся…
      Спрашиваю у одних на ознакомительном занятии, в чем же заключается их развитие памяти? Преподаватель с гордостью достает лист с рядом чисел. И говорит, что на занятиях ученики смотрят на эти числа, пытаясь их «сфотографировать», а потом воспроизвести. Спрашиваю, и много ли удается чисел таким способом запомнить? Говорит — до 7-ми чисел, но несколько лет назад у них был гениальный ученик, который запомнил аж 9 чисел!
      Если, Александр, Вы были на странице базового тренинга по развитию памяти, то видели, что мои клиенты в конце первого дня тренинга способны запомнить 200-значное число за 10 минут. Это — без набивания цены, как Вы говорите. Только факты.
      Прихожу на ознакомительное занятие других курсов. Оказывается, кроме скорочтения и развития памяти там обучают еще рейки, медитации Ошо, астрологии, таро, телесным практикам (если учредитель курсов скорочтения женщина, то, как правило, у нее очень богатый внутренний мир).
      Преподаватель раздала учебные материалы, и пока мы листали таблицы с пирамидками, сгоняла на балкон перекурить. После перекура спрашиваю: «Ну, а память-то вы как развиваете?». Говорит: «Я назову вам 20 слов, но сейчас вы не сможете их все запомнить. У вас это получится только после прохождения курса». О том, как учат запоминать на подобных курсах, я говорил вскользь в статье «Помнить все — смех, да и только!«…
      Нам выдали бумагу, ручку, и мы с трепетом ожидаем 20 слов… И тут преподаватель (как потом оказалось, нам очень повезло — ознакомительное занятие проводила сама основательница) достает из сумки блокнотик, открывает его и начинает оттуда зачитывать слова! Я со смеху чуть под стол не упал :-).
      Так что Андрей Сподин на общем фоне еще ничего. Да и заметнее он больше других скорочитателей — отовсюду слышно его «драйвово», «мега-», «достигай сверх максимума» (кстати, это как?). Если старику Андрееву благодаря имени и авторитету не надо выпрыгивать из штанов, чтобы заработать деньги — народ к нему и так валит на Колобовский переулок в Москве, то Сподину приходится часто мелькать… И если уж разбирать скорочитательскую кухню, то лучше на примере самого яркого представителя (заметьте — комплимент).
      И еще раз повторю то, что написал в статье — я не против курсов скорочтения. Я лишь призываю трезво смотреть на вещи. А то можно наслушаться всех этих «мега-» обещаний, продать машину, как в комментарии выше, разочароваться и потом хулить методику. А методика не виновата. Виноваты организаторы курсов скорочтения, искусственно завышающие ожидания у клиентов.

  18. Олег

    я пытался освоить скорочтение в течение 3 месяцев, но провалился.
    Как в моем случае лучше поступить: 1) снова самому попробовать
    2) пойти на курсы.

    И, если бы Вы пошли на курсы на моем месте, какого бы автора Вы выбрали: Грейс, Палагин или Сподин. И почему?

  19. Ринат

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста, возможно ли пройдя ваш базовый курс научится запоминать в том числе сложные и длинные формулы на уровне уравнения Шредингера например? Можно ли научится запоминать различные термины и формулировки? Просто для моей инженерно направленной учебной деятельности эти навыки просто очень необходимы.

  20. Ольга (подписаны на комментарии).

    У меня лично был опыт. Курсы скорочтения я прошла в 1992-м году. И представляете, да, 2400 слов в минуту, окончание университета и кандидатская. Обычную книгу, объемом в 600 страниц я могу прочесть ипересказать в течении 3−4 часов. так что не нужно дешевых опровержений. Уже записала своих детей на курсы, так как в их эффективности убедилась на себе, да и навыки пригодились на всю жизнь.
    А вы, автор, проходили эти курсы? Или слышали звон???

    • Ольга С (подписаны на комментарии).

      Ольга, скажите, пожалуйста, какие курсы вы проходили?

  21. Артур (подписаны на комментарии).

    Добрый день! Какую технику по скорочтению рекомендуете в купе с вашей по улучшению свойств памяти?

  22. Наталья

    Критика — это либо форма хвастовства, либо возможность оправдаться.
    Мне лично понравился курс скорочтения. Гораздо проще стало работать с информацией (по сути в этом-то и была задумка: работать не с текстом, а с информацией). Намного эффективней работаю с клиентами. Могу делать несколько дел одновременно — именно интеллектуальных.
    Это мои впечатления и результат.
    Никаких «кидал» я не обнаружила. Получила достаточно много и другим советую.

    • Наталья

      Согласна с вами, Наталья. что-то уж очень критичен Богдан к коллегам)). Насколько мне известно, авторы таких курсов скорочтения не вкладывают такого смысла, «скорочтение развивает память». Здесь любой понимает: мухи отдельно, котлеты отдельно. И прямо заявляют — скорочтение свыше 600 знаков в минуту — это просмотровое чтение, что бы выбрать нужное для запоминания.

  23. Андрій

    Нарад, підкажіть тренінг де варто пройти щоб освоїти навик. Бо з початку хотів йти в Intel школу але задумався «ДУЖЕ БИСТРО» вони реагують на потенційних клієнтів. Після подання заявки на проходження курсу на їхньому сайті до мене набрали аж за 17днів. МЕГА Бистро. Я задумався.
    Дайте контакти хорошої школи.

  24. Татьяна

    Скорочтение доступно каждому. Это в ногу со своим временем — субъективным, личностным. Ты не гонишься за другими, а живешь своей полноценной жизнью. Учитесь — это стоит и времени и денег.

  25. Наталья (подписаны на комментарии).

    Мне как раз предлагают курс у Сподина. Ничего о нем не знаю. На это обсуждение попала как раз потому, что ищу о нем отзывы. Знаете, что мне бросилось в глаза и пока что говорит в пользу того, что скорочтение — это не просто про быстро читать? Чтение, особенно когда его много, развивает грамотность. С этим можно не спорить — это факт. Так вот люди, которые пишут оды скорочтению тут в комментах, как раз больше всего и «грешат» неграмотностью. Пока выводов окончательных не делаю — просто фиксирую наблюдение. Повторюсь, я ищу отзывы, чтобы понимать, что мне предлагают купить. Благодарна вам всем за обсуждение, потому что именно вы даете возможность составить свое мнение.

  26. Lol (подписаны на комментарии).

    А я вот проходил самостоятельно по упомянутой выше книге Андреева и как-то не зашло. Потратил месяц или два и скорость осталась прежней. В больших сомнениях заниматься ли дальше. Навык очень необходим, но вот стоит ли тратить деньги, да и время потраченное тоже жаль, честно не знаю. У меня есть знакомые, которые с детских лет читают достаточно быстро, а тех кто прошел обучение на курсах или самостоятельно занимался скорочтением и повысил скорость в несколько раз — таких не знаю.


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ


*

*

Subscribe without commenting


Подписаться на комментарии к этой статье по RSS.